• 2 октября 2018

    С причалами на выход

    Разговоры о необходимости выноса портовых мощностей за пределы центра Санкт-Петербурга вновь активизировались. На фоне значительного профицита контейнерных мощностей и дефицита свободных участков под застройку момент выбран удачно. Реализация идеи могла бы принести городу дополнительный доход – как от девелопинга, так и от формирования портово-индустриальной зоны в районе Бронки-Ломоносова.

    Исходящий вызов



    Идея выноса портовых мощностей в пригороды высказывалась в Санкт-Петербурге уже давно. Так, об этом говорил еще десять лет назад на тот момент глава «Росморпорта» Игорь Русу. Спустя десятилетие представители руководства города вернулись к этой теме. Так, в мае 2018 года губернатор города Георгий Полтавченко заявил о необходимости переноса портовых мощностей в район Бронки к 2025 году. В сентябре 2018 года вице-губернатор Игорь Албин предложил с этой целью изучить опыт Сингапура.

    Если десять лет назад идея о выносе портовой деятельности в пригороды казалась экзотической на пике роста грузооборота высокодоходных контейнерных и Ro-Ro грузов, то за прошедшее время ситуация в корне поменялась. Падение грузопотока по данным видам грузов и появление новых мощностей, таких как аванпорт Бронка, который с географической и логистической точки зрения расположен выгоднее «старых» контейнерных терминалов, привело к возникновению серьезного профицита соответствующих мощностей. Даже если предположить, что контейнерооборот восстановится до рекордных показателей прошлых лет, то при имеющихся мощностях профицит составит 3 млн TEUs в год, а при заявленном развитии – 7,1 млн TEUs в год, о чем более подробно мы писали ранее >>>>

    Этот факт говорит о том, что вместо недозагруженных терминалов первого и второго грузового района с точки зрения интересов экономики города было бы гораздо лучше заняться редевелопментом данной территории. Более того, грузовые районы порта расположены на самой «лакомой» с точки зрения вида на залив части этого центра. В условиях страшного дефицита свободной земли в центральной части города и ее высокой стоимости, нет никаких сомнений, что девелоперы встанут в очередь за право на освоение портовых участков. Для города это даст налоговый эффект, значительно превышающий нынешнюю отдачу от портовой деятельности в данном районе, для горожан – выход к побережью залива.

    Вообще, исторически в Санкт-Петербурге сложилась довольно парадоксальная и печальная для жителей и туристов ситуация: вся западная часть города выходит на залив, но при этом нормальных, обустроенных выходов к нему очень мало и находятся они, в основном, за пределами центра (например, в Приморском, Курортном и Петродворцовом районах, т. е. на периферии, если не считать намывную территорию «Морского фасада» и отдельных участков Васильевского, Крестовского островов).

    С точки зрения стивидоров нынешняя ситуация достаточно благоприятна для того, чтобы задуматься о выводе портовых и складских мощностей из городского центра. Контейнерные мощности недозагружены, вкладываться в модернизацию старой причальной и прочей инфраструктуры особого смысла нет, поскольку взрывного роста контейнерооборота в нынешних экономических реалиях ожидать не приходится, но даже если бы он и произошел, то возникли бы проблемы с пропускной способностью транспортной инфраструктуры.

    Правильные подходы

    Нет сомнений, что город заинтересован в контейнеризации грузопотоков и привлечении контейнерного транзита.


    В этой связи, на наш взгляд, целесообразно задуматься о формировании портово-индустриальной и логистической зоны, специализирующейся на работе с высокодоходными контейнерными и Ro-Ro грузами в районе Бронки-Ломоносова. Тем более, что базовая инфраструктура для этого там уже создана, успешно работает ММПК «Бронка».

    Так, по существующему съезду на ММПК «Бронка» можно пропустить 5088 грузовиков в день или  1 млн 857 тыс. 120 грузовиков в год.  Если каждый грузовик будет везти сорокафутовый контейнер, то получается годовой контейнерооборот в  3,7 млн TEUs. С учетом неравномерности подачи транспорта и технологических перерывов реалистично уменьшить эту цифры примерно на 30%, т.е. до 2,6 млн TEUs в год.

    Появление нового грузового района в районе Бронки-Ломоносова, конечно же, повысит нагрузку на юго-западный участок КАД от Бронки до московской трассы M-10 и строящейся московской платной трассы M-11. Поэтому целесообразным представляется строительство спрямляющей платной скоростной автодороги от Бронки до трассы А-121 (участок «Большая Ижора - Таменгонт») с целью отвода на «бетонное кольцо» части грузопотоков. Тем более, что разговоры о превращении «бетонки» в КАД-2 ведутся уже давно.

    Также, с учетом необходимости контейнеризации грузопотока, включая сыпучие грузы, необходимо усиление железнодорожных походов к ММПК Бронка, строительство Южного парка  под  грузооборот  1-1,5  млн TEUs в год с доставкой по железной дороге.  Для этого нужно построить железнодорожную ветку по территории Ленобласти Бронка-Владимирская.

    Крайне желательно в перспективе создание глубокого юго-западного железнодорожного обхода Санкт-Петербурга путем строительства электрифицированной железнодорожной ветки Владимирская-Мозино-Тайцы-Бронка.

    Реализация этих проектов позволила бы создать в районе Бронки-Ломоносова полноценную портово-индустриальную и логистическую зону, работающую с высокодоходными грузами и не загружающую грузопотоками городские магистрали в центральных районах.


    Если говорить о навалочных и прочих неконтейнеризированных грузах, то ранее уже заявлялись планы по созданию комплекса по их перегрузке в порту Приморск Ленинградской области. Данный порт находится на значительном отдалении от Санкт-Петербурга и потому не будет оказывать влияния на экологическую ситуацию в городе.

    При всем этом возникает закономерный вопрос, каким образом можно было бы компенсировать стивидорам их расходы на перенос портовых мощностей, в которые они в предыдущие годы производили значительные инвестиции?  Здесь могут быть разные схемы. Одна из них – обеспечение их гарантированного участия в девелоперских проектах на освобождаемых участках.

    В любом случае, подобный проект должен быть реализовывать как стратегическая совместная программа Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

    Виталий Чернов.