• 6 июля 2018

    Рыба плывет с чертежа

    Массовое обновление рыболовного флота России требует новых подходов, новых правил и новых технологий. Рыболовные суда новых проектов существенно производительнее и технологичнее старых, а это требует и модернизации соответствующих классификационных правил.

    Хорошо не забытое старое

    Новые рыболовные суда, которые заказываются сейчас в рамках программы «квоты под киль», существенно отличаются от судов прежних проектов, что продиктовано требованиями времени. Как рассказал в ходе конференции «Новые подходы при строительстве рыболовного флота» генеральный директор Морского инженерного бюро Геннадий Егоров, заказанные сейчас морозильные траулеры при близких или меньших размерах отличаются от советских серий более высокой производительностью, современными фабриками и траловым оборудованием, намного более высоким уровнем автоматизации.

    Например, проекты траулеров КМТ01 и КМТ02, которые строятся на Выборгском судостроительном заводе, при меньших размерах имеют функционал существенно выше, чем классические суда проекта 1288.

    «Безусловно, за эти годы, пока отечественная промышленность не строила промысловых судов, подходы к их проектированию и оснащению изменились - рост производительности при уменьшении размеров», - считает Геннадий Егоров.

    Росрыболовство говорит о существовании порядка 40 контрактов на строительство рыбопромысловых судов, которые находятся на стадии проработки. В перспективе будут особенно востребованы, считают в агентстве, специализированные суда - такие как краболовы и добытчики скумбрии и иваси.

    На сегодняшний день все суда-краболовы - это переделанные старые суда, срок эксплуатации которых после модернизации и ремонта составляет около 3-5 лет. Впервые в России отечественной проектной компанией АО «Нордик Инжиниринг» был создан целевой проект краболовного судна, отвечающего всем современным требованиям безопасности судоходства. Судно предназначено для вылова и заморозки краба, приспособлено и оборудовано как для обработки и перевозки замороженной продукции, так и для перевозки живого краба.

    Однако заказы на новые специализированные суда российским добытчикам краба пока не дает заключать неопределенность госрегулирования в этой сфере. Квоты на вылов краба могут быть выставлены на аукционы, что приведет к существенному изменению рынка. Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) предлагает применять общую процедуру и порядок при перезаключении договоров по квотам на вылов краба. Но будет ли услышан их голос в острой дискуссии вокруг «квот под киль», пока не ясно.

    В любом случае, судостроительный бум в рыболовной среде начинается. В связи с этим имеется необходимость модернизировать и Правила Российского морского регистра судоходства (РС) в части рыбопромыслового флота.

    Помимо изменений характеристик самих судов, действующие Правила включают в себя требования международных конвенций, таких как СОЛАС, которые не распространяются на рыболовные суда в принципе. Это касается вопроса о количестве поперечных переборок, которых на судне с рыбоперерабатывающей фабрикой неизбежно будет меньше, чем на грузовом судне; требований по аварийным выходам в помещениях машинного отделения; требований по размещению стационарных систем пожаротушения местного применения внутри машинных помещений и др. Также для траловой палубы широко применяются высокопрочные износостойкие стали, которые не описаны в Правилах и которые не производятся в России.

    Как сообщили в РС, при совершенствовании своих нормативных документов Регистр также анализирует опыт других классификационных обществ, принимает во внимание предложения верфей, судоходных компаний, проектных организаций. Так, например, актуализированы требования к предоставлению документации по автоматизации судов, что позволяет избежать задержек строительства. Внесенные изменения основаны на опыте применения правил РС при рассмотрении проектов рыболовных судов, когда часть функций разработчика технической документации проектант делегирует иным организациям – например, изготовителям оборудования или проектному бюро верфи.

    Для повышения прозрачности и информированности клиентов о ходе рассмотрения проектной документации Регистр разработал программное обеспечение, которое улучшит взаимодействие РС с участниками процесса, позволит отрабатывать выявленные замечания в интерактивном режиме.

    Планируется, что пилотным в рамках нового программного модуля станет рассмотрение проекта морозильного траулера-процессора 170701.

    Напомним, в рамках кампании по предоставлению инвестквот под киль 2018 года ожидается заключение контрактов на строительство порядка 50 рыболовных судов.

    Софья Винарова