• 26 марта 2018

    Буксир раздора


    Самопроизвольная отдача буксирного троса при швартовке танкера Delta Pioneer в порту Приморск привела к длительному аресту судна и скандальному судебному разбирательству. В конечном итоге суд утвердил мировое соглашение, в соответствии с которым сумма возмещения сократилась в два раза по сравнению с первоначально утвержденной судом первой инстанции. Однако дело может иметь и дальнейшие судебные перспективы, а судно пока так и не освобождено.

    «Роснефтефлот» плывет к иску

    Постановка к причалу порта Приморск танкера Delta Pioneer (компания-судовладелец Pontoporos Special Maritime Enterprise (Греция), оператор Delta Tankers Ltd.) 20 ноября 2016 года обернулась колоссальными убытками для его владельцев, длительным арестом судна и тяжелыми судебными разбирательствами в нескольких судах. Истцов («Транснефть-Порт Приморск» и «Приморский торговый порт») представляют юристы МГКА «Делькредере» (Елена Демина), а греческих судовладельцев – юридические фирмы Lex Navicus Concordia и Saveliev, Batanov & Partners (Константин Краснокутский и Сергей Савельев).

    Особенность этого дела состоит в том, что хотя инцидент произошел из-за самопроизвольной несанкционированной отдачи буксирного троса с буксира АО «Роснефтефлот», удерживавшего корму танкера, а не в результате действий или бездействия экипажа Delta Pioneer, тем не менее, суд привлек в качестве ответчиков именно судовладельца и оператора судна. Это решение было мотивировано тем, что танкер является источником повышенной опасности, который, согласно российскому праву, непосредственно отвечает перед владельцем причала без наличия вины. АО «Роснефтефлот» было привлечено к делу лишь в качестве третьего лица.

    Как мы писали ранее >>>>, в июле 2017 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынес решение о солидарном взыскании с владельца и оператора танкера более 3 млрд руб.: 2,3 млрд руб. из них присудили «Транснефть-Порт Приморск», а 713,5 млн руб. – Приморскому торговому порту.

    Ответчики, не согласные с этим решением, которое, по их мнению, противоречило реальной оценке причиненного ущерба, а также Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 года, обжаловали данное постановление в апелляционной инстанции и стали добиваться проведения независимой экспертизы. В результате долгих судебных тяжб сторонам удалось достичь мирового соглашения, по условиям которого сумма, подлежащая возмещению, сократилась по сравнению с определенной судом первой инстанции в два раза – до примерно 1,5 млрд руб. ($27 млн) . Из этой суммы $25 млн должно быть выплачено компании «Транснефть – Порт Приморск», а $2 млн - «Приморскому Торговому Порту».

    Тринадцатый арбитражный апелляционный суд Санкт-Петербурга утвердил указанное мировое соглашение 23 марта 2018 года. Однако представители АО «Роснефтефлот» возражали против его утверждения. Как заявил в ходе судебного заседания представитель «Роснефтефлота» Петр Ионов, возражения компании связаны с «нечеткостью» формулировок мирового соглашения, которые, по его мнению, могут в дальнейшем содействовать предъявлению требований к самой буксирной компании. «Нас суд привлек к делу третьим лицом по ходатайству ответчиков, ответчики недвусмысленно заявили, что собираются в дальнейшем идти с иском к «Роснефтефлоту», - пояснил представитель «Роснефтефлота» позицию стороны в ходе заседания.

    Как, со своей стороны, заявила в ходе заседания представитель истцов Елена Демина, по ее мнению представители «Роснефтефлота» злоупотребили своими правами, пытаясь воспрепятствовать заключению мирового соглашения.

    «Третье лицо – не участник мирового соглашения… Наше мировое соглашение не возлагает на третье лицо никаких обязанностей… Никаких неопределенностей в размере возмещения в мировом соглашении нет… Совершенно четко указано, что оплата возмещения прекращает спор… Все абсолютно четко, однозначно и недвусмысленно», - сказала Елена Демина. Она подчеркнула, что сумма возмещения, указанная в мировом соглашении, «очень взвешенна, очень долго обсуждалась сторонами», основана на имеющихся в деле документах и учитывает положение ответчиков и обеспечивает прекращение спора «на взаимоприемлемых условиях».

    В свою очередь, представитель ответчиков Константин Краснокутский указал, что «Роснефтефлот» был знаком с текстом мирового соглашения и имел возможность представить возражения на протяжении трех месяцев, но этого не делал, а стал возражать только в день утверждения мирового соглашения судом.

    Суд поддержал доводы истцов и ответчиков, отказав в отложении дела.

    Таким образом, «Роснефтефлоту» не удалось подстраховать себя при возможном предъявлении претензий в связи с этим инцидентом. Это открывает дальнейшие судебные перспективы для данного дела, которое оказывает влияние на привлекательность российских портов для международного судоходства.

    Согласно сведениями системы АИС танкер Delta Pioneer по-прежнему находится в порту Приморск. При этом на танкере находится 100 тыс. тонн сырой нефти, принадлежащей норвежской компании Statoil ASA, купленной у АО «НК Роснефть», которая должна была быть перевезена в порт Роттердам.

    На запрос ИАА «ПортНьюс» представители судовладельца от комментариев отказались.

    Софья Винарова.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен