• 5 января 2018

    Порты Крыма сокращают убытки


    ГУП «Крымские морские порты» (КМП), управляющее госимуществом в портах Керчь, Ялта, Феодосия, Евпатория, впервые после 2014 года начало сокращать убытки. Как сообщили ИАА «ПортНьюс» на предприятии, за 11 месяцев 2017 года убыток составил 93 млн рублей, а по итогам года его планируется сократить до нуля. Согласно официальной финансовой отчетности, с 2014 года ГУП «Крымские морские порты» только наращивало убыток: в 2014 году он составлял 14 млн руб., в 2015-м — 242 млн руб., в 2016-м — 405 млн руб. Эту тенденцию удалось переломить лишь в текущем году. Улучшение финансовых показателей на предприятии связывают с деятельностью нового руководителя ГУПа Игоря Чистякова (ранее возглавлявшего ООО «Судоремонтный завод «Южный»), который приступил к управлению ГУПом в конце апреля 2017 года.

    Только за 9 месяцев 2017 года убыток ГУП «Крымские морские порты» сократился по отношению к аналогичному показателю 2016 года с 370 млн руб. до 194 млн руб. Кроме того, новому руководителю предприятия за непродолжительный период работы удалось существенно снизить объем общей кредиторской задолженности. В конце ноября 2017 года он составил 394 млн против 646 млн руб. по итогам первого полугодия 2017 года. В том числе, была погашена задолженность по налогам и сборам, которая копилась с 2015 года, а также кредит в банке «Россия».

    Для стабилизации финансовой ситуации предприятия применяются разные варианты по оптимизации деятельности крымских портов. Например, в октябре 2017 года в порт Керчи пришел новый паром «Нина Малкова», построенный на верфи здесь же, в Керчи. Это судно вместе с существующими паромами начало перевозить пассажиров, а также грузовики-длинномеры (до 4 штук) и легковые автомобили (до 16 машин). Ожидаемый ежемесячный доход от эксплуатации этого судна в ГУП «КМП» оценивают в четыре млн руб.

    Помимо этого, в июле 2017 года ГУП повысил ставку, по которой ООО «Морская дирекция» (оператор паромного сообщения между Керчью и портом Кавказ Краснодарского края) платит предприятию за пользование его инфраструктурой с 1,1% до 3% от суммы проданных билетов.

    Также ГУП заключил договор на фрахт судна, которое будет добывать песок на озере Донузлав (возле порта Евпатория). «Ожидаемый объем добычи и реализации прогнозируется на уровне 24–40 тыс. тонн в месяц, что позволит вывести филиал на самофинансирование», — говорят на предприятии. До сих пор на озере добывала песок только частная фирма «Яхтстройсервис» (около 15 тыс. тонн в месяц), а порт предоставлял услуги по перевалке, о чем более подробно мы писали ранее >>>> . Денег от этих и других услуг не хватало, чтобы вывести порт из убыточного состояния.

    «Руководство ГУП «КМП» предпринимает необходимые меры для увеличения доходов предприятия и получения денежных средств с контрагентов. Деньги направляются на погашение как кредиторской задолженности, в том числе и по периодам прошлых лет, так и на выполнение обязательств по выплате заработной платы сотрудникам, своевременной уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней, исполнения обязательств перед поставщиками товаров, работ и услуг», — сообщили ИАА «ПортНьюс» на предприятии.


    Несмотря на признаки стабилизации, крымским портам пока сложно исполнять финансовые обязательства в полном объеме и в срок. По данным картотеки арбитражных дел, ГУП регулярно затягивает оплату по счетам Росморпорта (навигационный сбор), который оказывает предприятию услуги по управлению движением судов, заходящих в порт Керчь и проходящих подходы к порту транзитом (Керчь-Еникальский канал — связывает Азовское и Черное море). Так, в 2017 году Росморпорт подал к ГУПу, по меньшей мере, пять исков на общую сумму 120 млн руб., по двум из которых уже есть решение о взыскании (на сумму 59,5 млн руб.).

    Есть и другие проблемы, которые нуждаются в решении. В мае 2017 года вице-премьер республики Крым Виталий Нахлупин объявил, что будущая рентабельность портового предприятия под вопросом из-за скорого открытия Крымского моста - в декабре 2018 года отроется автомобильная часть, в декабре 2019-го — железнодорожная. По мнению крымского вице-премьера, основной поток грузов будет доставляться в Крым по мосту, что приведет к снижению объемов перевалки грузов в морских портах.

    В ноябре 2017 года депутат крымского парламента Ирина Черненко заявила, что, по ее мнению, предприятие уже «имеет все признаки банкротства», а также не успевает выполнять Федеральную целевую программу (ФЦП), в связи с чем, вынуждено возвращать деньги в бюджет.

    Что касается ГУП ГС «Севастопольский морской порт», его убыток по итогам 2017 года, составит около 63 млн руб. Такой прогноз корреспонденту ИАА «ПортНьюс» сделал глава порта Сергей Емельянов. Согласно финансовой отчётности предприятия, в 2016 году убыток составил 39 млн руб., в 2015-м — 116 млн руб.). Основные причины убытков, по его словам, связаны с сокращением грузооборота (главным образом, мазута для электростанций, который в 2016 году завозился в порт после блэкаута конца 2015 года, но в 2017 году такой необходимости уже не было) и неэффективным использованием имущества. Многие пирсы заняты непригодными судами, которые порт хочет продать (в том числе, на металлолом), а часть зданий порт намерен сдать в аренду: например, морвокзал в центре Севастополя, который сейчас занимают сотрудники порта. Подробно о развитии порта Севастополя и планах по выходу из убытка читайте в свежем номере журнала «ПортНьюс. Портовый сервис», который выйдет из типографии 1 февраля 2018 года.

    Сложности подсчета

    Определить общий объем перевалки грузов через все порты Крыма и сопоставить с данными за предыдущие годы оказалось непросто. В портах полуострова работают госпредприятия и частные стивидорные компании, не склонные разглашать информацию о своей деятельности.


    ГУП «Крымские морские порты» предоставило ИАА «ПортНьюс» статистику грузовой дейятельности своих подразделений. За 11 месяцев 2017 год через Керченский торговый порт перевалено 503,4 тыс. тонн, Керченский рыбный порт — 4 млн 40,5 тыс. тонн, Порт Феодосии — 212,5 тыс. тонн, Порт Евпатории — 155,1 тыс. тонн, Порт Ялты — 102,2 тыс. тонн. Таким образом, всего порты ГУП «КМП» за 11 месяцев перевалили более 5 млн тонн грузов.

    К этим цифрам следует прибавить данные по перевалке железнодорожного терминала «ТИС Крым» в Керчи. По данным ИАА «ПортНьюс», за отчетный период терминал обеспечил перевалку более 4 млн тонн грузов.

    Помимо этого необходимо учесть грузы, переваленные через порт Севастополь. Госпредприятие предоставило ИАА «ПортНьюс» данные за весь 2017 год — 304 тыс. тонн. По информации Сергея Емельянова, две крупнейшие стивидорные компании Севастопаля - «Авал» и «Южный терминал» - по итогам года обеспечили перевалку 885 тыс. тонн грузов. Всего в Севастополе работает 10 стивидорных компаний, включая госпредприятие.

    Таким образом, общий грузооборот всех морских портов Крымского полуострова за 11 месяцев 2017 года оценивается экспертами ИАА «ПортНьюс» в объеме более 10,2 млн тонн, что примерно на 4% меньше аналогичного показателя 2016 года.

    Паромная переправа

    Выявить динамику пассажирских перевозок через порты Крыма также пока не просто. ООО «Морская дирекция», обеспечивающее паромную переправу между Крымом и Краснодарским краем, точные данные об объемах перевозки транспорта и пассажиров публикует посуточно. Данные за длительный период компания размещает нерегулярно и за произвольный период. Поэтому косвенно итоги ее работы можно проследить по статистике министерства курортов и туризма республики Крым, которое в своих расчетах разделяет туристов по критерию способа перемещения в Крым.

    Так, по данным министерства, за 11 месяцев 2017 года в Крым через паромную переправу попали 2,2 млн туристов. За этот же период 2016 года их количество составило 2,3 млн, а в 2015 году — 1,8 млн. Таким образом, количество туристов, прибывающих в Крым через паромную переправу, начало сокращаться после 2016 года. Чтобы преобразовать эти данные в приблизительный пассажиропоток «Морской дирекции», необходимо каждое значение умножить на два, поскольку почти каждый турист, скорее всего, после отдыха вернулся обратно через паромную переправу.

    Сама «Морская дирекция» приводит несколько иные результаты. В сентябре 2017 года дирекция обслужила пятимиллионного (с начала года) пассажира и переправила миллионный автомобиль. По итогам года компания ожидает пассажиропоток более 6 млн человек.

    Помимо «Морской дирекции» в Керчи есть еще одна паромная переправа, которую обслуживает филиал ГУП «КМП». По данным предприятия, за 11 месяцев она перевезла 60 тыс. пассажиров, 45,3 тыс. автомобилей и 167,6 тыс. тонн грузов. Количество перевезенных грузов не учитывается в выше приведенных данных по объемам перевалки керченского порта, поскольку эти грузы, по всей видимости, не переваливали, а перевозили на грузовиках.

    Несмотря на разрозненные данные, очевидно, что грузо- и пассажиропоток в порах Крыма стабилизировался. Теперь властям Крыма совместно с федеральной властью предстоит решить не менее сложную и амбициозную задачу - эффективного использования и дальнейшего развития портовой инфраструктуры полуострова.

    Александр Аликин.