• 29 августа 2017

    Танкерный рынок касается дна


    После высоких результатов 2015 года уровень фрахтовых ставок уже второй год подряд находится в стагнации. Сейчас на рынке преобладают тенденции, когда рост мирового тоннажа превышает умеренное увеличение спроса на перевозки нефти. Пожалуй, одним из ключевых негативных факторов является реализация решения сран ОПЕК, а также государств, не входящих в картель, о сокращении добычи нефти. Практически вся нефть экспортируется из стран ОПЕК морем и изменения объемов ее поставок гораздо сильнее влияет на спрос на танкерные перевозки, чем непосредственно на цену нефти.

    В итоге, с 2015 года спотовые ставки на танкеры во всех сегментах падают. Например, снижение в одном из наиболее востребованных сегментов танкерного флота – по судам типоразмера Aframax составило на конец первого полугодия 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года порядка 45%, в сегменте Suezmax – порядка 50%, в сегменте MR (Medium Range) и Handysize – около 28%. Падение уровня 2017 года относительно уровня удачного 2015 года составляет около 65%, 70% и 60% по сегментам соответственно.

    По оценкам консалтинговой компании Clarksons Research, в течение первых шести месяцев года рынок танкеров существенно ослабел. Например, доходы в сегменте танкеров VLCC (Very Large Crude Carrier) снизились до 15 330 долл. в день, что на 63% меньше, чем средние показатели 2016 года. Спотовые ставки в одном из наиболее востребованных танкерных сегментов Aframax значительно ослабли с начала 2017 года. Средняя выручка в июне упала до 10 481 долл. в день и составила менее половины среднего показателя для Aframax в январе.

    Падение фрахтовых ставок повлияло на финансовые результаты большинства мировых судоходных компаний во II квартале и первом полугодии 2017 года. Так, танкерное подразделение AP Moller-Maersk (Дания) компания Maersk Tankers сообщила о убытке в размере $483 млн за II квартал 2017 года, правда основная причина заключается в бухгалтерском обесценении флота за квартал на $464 млн, сообщал 15 августа Lloyd's List. Базовый убыток Maersk Tankers в апреле-июне 2017 года составил $17 млн в сравнении с прибылью в $26 млн за тот же период прошлого года. Консолидированный скорректированный чистый убыток группы компаний Teekay Corp. (Канада) в апреле-июне 2017 составил $38,1 млн. против чистой прибыли в размере $701 тыс. за аналогичный период 2016 года. Крупный оператор танкерного флота и перевозчик нефти Gener8 Maritime Inc. (США) сообщил о чистом убытке в размере $82,5 млн за II квартал 2017 года в связи с бухгалтерским обесценением судов, по сравнению с чистой прибылью $38 млн за соответствующий период прошлого года.

    Несмотря на улучшение прогнозов International Energy Agency (IEA) и других агентств по спросу на нефть и нефтепродукты, в краткосрочной перспективе уверенности в восстановлении рынков пока нет. Продолжает преобладать тенденция к понижению ставок, в частности, остается неизменной политика стран ОПЕК на нефтяном рынке.

    По прогнозам Clarksons Research, рынок морских перевозок сырой нефти в 2017 году покажет незначительный рост. Во многом это вызвано сокращением производства сырой нефти крупными нефтедобывающими странами. На фоне этого ожидается, что экспорт нефти из стран Ближнего Востока упадет, особенно со стороны ключевого производителя – Саудовской Аравии. Практически весь этот объем перевозится морем. Однако остаются и возможности для увеличения спроса на танкерные перевозки, в том числе благодаря растущему спросу со стороны Китая и Индии, а также росту объемов экспорта из США.

    Софья Винарова.