• 20 августа 2017

    Дальневосточные «фантомы»


    Дальневосточный бассейн должен стать наиболее динамично развивающимся в плане инфраструктуры морских портов. В настоящее время здесь заявлено значительное число проектов, однако некоторые из них долгое время продолжают оставаться лишь на бумаге.

    На совещании в Калининграде 16 августа 2017 года президент России Владимир Путин подчеркнул, что в России необходимо строить специализированные терминалы, оснащенные самыми передовыми технологиями.

    «Нужно внедрять, уважаемые коллеги, обращаюсь к представителям бизнеса, нужно внедрять новые, передовые технологии перевалки грузов, основанные на строгих экологических нормах и стандартах. В конечном итоге это с точки зрения технологии это выгоднее в экономике. Ясно, что это тоже долгосрочные инвестиции, но в конечном итоге они тоже будут окупаться», - сказал Владимир Путин.

    Хотя это было сказано на совещании по развитию инфраструктуры Северо-Запада, в полной мере,  и даже в первую очередь это относится к Дальнему Востоку, где заявлено наибольшее количество проектов балкерных терминалов.
     
    Проекты группы «Сумма»

    Строительство универсального производственно-перегрузочного терминала в морском порту Восточный должно осуществляться в рамках развития транспортного узла «Восточный-Находка». Проектом, инвестором которого выступает группа «Сумма», будет оперировать АО «Открытый порт Находка».

    Общий объем финансирования составляет 46,7 млрд руб., в том числе средства АО «Открытый порт Находка» в объеме 18,4 млрд руб., по объектам федеральной собственности - средства федерального бюджета в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 – 2020 годы) в объеме 28,3 млрд руб. Полный грузооборот терминала должен составить 20 млн тонн в год.

    Ранее в открытых источниках заявлялось, что терминал должен заработать в 2017 году. Однако, как видно по фотографии ИАА «ПортНьюс», сделанной в августе текущего года, строительные работы до сих пор не начаты.


    Работы по строительству объектов железнодорожного и морского транспорта в рамках проекта «Развитие транспортного узла «Восточный-Находка (Приморский край)» осуществляет компания «Стройновация» (входит в группу «Сумма»), которая должна разработать рабочую документацию, выполнить работы по строительству около 40 км новых железнодорожных путей, 11 мостов и путепроводов, 4 причальных сооружений общей протяженностью более 900 м, по демонтажу железнодорожных переездов, созданию акватории и водных подходов, углублению дна, переустройству объектов инженерной инфраструктуры, геодезии.

    В 2016 – 2017 годах «Стройновация» вела судебные тяжбы с «Ространсмодернизацией», что не способствовало ускорению проекта.

    Еще один проект «Суммы» - это строительство специализированного зернового терминала в порту Зарубино. Расчетный грузооборот зернового терминала составит 10 млн тонн в год при полном развитии, первая очередь - 3,5 млн тонн в год. Строительство терминала было запланировано в период с 2018 года по 2020 год (ввод первой очереди проекта) и до 2023 года - развитие на полную мощность.

    Общественные слушания данного проекта состоялись 18 июля 2017 года, в их ходе были высказаны серьезные замечания. Например,  в ходе слушаний генеральный директор ООО «Зарубинская база флота» Виктор Жуков заявил, что дноуглубительные работы, запланированные для реализации проекта строительства специализированного зернового терминала в морском порту Зарубино, могут оказать негативное воздействие на флору и фауну акватории бухты Троицы. Это также может оказать негативное влияние на сроки реализации проекта, которому еще предстоит пройти экологическую экспертизу.

    Суходол

    ОАО «ХК «СДС-Уголь» планирует построить угольный терминал в бухте Суходол (Приморский край) максимальной мощностью в 20 млн тонн в год.

    Инвестор планирует вложить в проект порядка 30 млрд руб., обеспечив доступ к портовой инфраструктуре для малых и средних угледобывающих предприятий.

    Проект включает в себя строительство терминала для экспорта угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Корею, Индию, Китай, Японию. Ввод в эксплуатацию первой очереди мощностью до 6 млн тонн в год был намечен на июль 2017 года.

    Строительство второй и третьей очередей для доведения терминала до проектной мощности было запланировано в период 2019-2021 годов.

    В настоящее время спроектированы два причала длиной более 640 м и необходимые производственные мощности, в том числе строительство железнодорожной ветки протяжённостью почти 11 км от станции Смоляниново. Документация прошла госэкспертизу.

    Началу работ препятствует запрет Минобороны, к землям которой относится данный участок. Таким образом, сроки реализации проекта могут неопределенным образом затянуться.

    Ванино

    В порту Ванино планируется построить угольный терминал компании «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (ТЭПК). Проект связан с освоением Элегестского угольного месторождения. В июне 2017 года между ТЭПК и РЖД было подписано соглашение о сотрудничестве в области реализации проекта «Строительство железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино». Целью проекта является обеспечение вывоза коксующегося угля с Элегестского угольного месторождения в объеме до 15 млн тонн в год. Протяженность железнодорожной магистрали составит 410 км. Сроки реализации проекта будут зависеть, соответственно, от строительства указанной железной дороги. Это планируется  сделать за 4,5 года с завершением в 2022 году.

    Не все готовы

    Строительство специализированных балкерных терминалов, о которых говорил президент, требует наличия крупных инвестиционных средств и достаточной пропускной способности железнодорожных подходов. В настоящее время в Дальневосточном бассейне действует порядка 20 угольных терминалов и лишь три из них можно назвать специализированными: АО «Восточный порт», ЗАО «Дальтрансуголь» и АО «Торговый порт Посьет». Увеличится ли их количество – покажет время, и время, судя по всему, нескорое.

    Виталий Чернов.