• 14 июля 2017

    РС о вступлении в силу конвенции BWM


    Международная конвенция ИМО по контролю и управлению судовыми балластными водами и осадками 2004 года (Конвенция BWM 2004) вступает в силу 8 сентября 2017 года. О том, что это на практике будет означать для судовладельцев, ИАА «ПортНьюс» рассказал главный специалист отдела механического оборудования и систем ФАУ «Российский морской регистр судоходства» Владимир Шурпяк.

    - Владимир Кириллович, можете кратко изложить суть Конвенции?

    - Для того, чтобы минимизировать риски, связанные с переносом вредных водных и патогенных организмов, Конвенция предписывает наличие на судах специальных систем для обработки балластных вод механическим, химическим или биологическим способом. Системы должны обеспечивать в сбрасываемых балластных водах минимальную концентрацию жизнеспособных нежелательных организмов и микробов, требуемую стандартом качества балластных вод. Этот стандарт качества зафиксирован в Правиле D-2. Кроме стандарта D-2, согласно которому на судне должна быть предусмотрена специальная установка обработки балластных вод, на переходный период Конвенцией предусмотрен стандарт  D-1, согласно которому вместо обработки допускается замена балластной воды на достаточном удалении от берега.  Вообще же в приложении к Конвенции помимо указанных стандартов приведен целый свод правил, описывающих различные процессы управления и замены балластных вод.

     

    - Какие суда подпадают под действие Конвенции?

    - Конвенция распространяется на суда, вне зависимости от их даты постройки и типа, которые имеют право плавать под флагом стороны, подписавшей Конвенцию, или эксплуатируются по уполномочию этой стороны, если судно спроектировано и построено для перевозки балластных вод.

    Конвенция не применяется к военным кораблям; к судам, у которых имеется не подлежащий сбросу постоянный балласт; к судам, которые эксплуатируются только в водах, находящихся под юрисдикцией одного из государств, подписавших Конвенцию, если эта сторона не решит, что сброс балластных вод с таких судов причинит ущерб окружающей среде.

     

    - Какие документы подтверждают соответствие судна Конвенции?

    - Таким подтверждением является наличие Международного свидетельства об управлении балластными водами. Свидетельство выдается при условии выполнения следующих требований Конвенции: соответствие стандарту качества балластных вод D-2 или стандарту замены балластных вод D-1, который действует на переходных период – до вступления в силу Правила D-2 для всех судов; наличие на борту Журнала операций с балластными водами и одобренного морской администрацией государства флага Плана по управлению балластными водами.

    Выполнение требования Правила D-2 предусматривает, что на судне в обязательном порядке имеется система управления балластными водами. Эта система должна быть одобрена морской администрацией государства флага или уполномоченной признанной организацией, что подтверждается соответствующим документом - Свидетельством об одобрении типа системы управления балластными водами.

     

    - В начале июля Комитет по защите морской среды ИМО обсуждал сроки приведения в соответствие Правилу D-2 судов, построенных до вступления Конвенции BWM в силу. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

    - До недавнего времени срок приведения судна в соответствие с требованиями стандарта D-2 (то есть срок установки на судне системы управления балластными водами) был ограничен датой ближайшего освидетельствования для возобновления Международного свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью (IOPP), которая наступит после 8 сентября 2017 года. Для большинства судов это дата ближайшего возобновляющего освидетельствования.

    Однако, на последней 71-й сессии Комитета по защите морской среды (MEPC) Международной морской организации, которая проходила 3-7 июля 2017 года, после обсуждений принят перенос сроков внедрения стандарта D-2 для существующих судов, так как это позволит судоходным компаниям более тщательно и плодотворно подготовиться к оснащению системами управления балластными водами.

    В результате работы обзорной группы по балластным водам, учрежденной на этой сессии, был подготовлен проект резолюции MEPC с изменением требований правила В-3 о сроках применения стандарта D-2 для существующих судов. Согласно предложению группы суда, построенные 8 сентября 2017 года и после этой даты, должны отвечать требованиям стандарта D-2 к моменту окончания постройки, как это было в предыдущей версии. Существующие суда, построенные до 8 сентября 2017 года, должны соответствовать стандарту D-2 к первому возобновляющему освидетельствованию по IOPP после вступления в силу Конвенции, если предыдущее освидетельствование проводилось в период с 8 сентября 2014 по 8 сентября 2017 года. Если возобновляющее по IOPP приходится на период с 8 сентября 2017 по 8 сентября 2019 года, то судно должно соответствовать стандарту D-2 не позднее второго возобновляющего освидетельствования.

     

    - На что важно обратить внимание, выбирая систему управления балластными водами?

    - При установке системы управления судовыми балластными водами на существующем судне необходимо определить достаточность судового пространства для размещения систем и её трубопроводов, определить достаточность мощности судовой электростанции, проверить обеспечение балластными насосами необходимого напора вследствие потери давления в системе для обработки балластных вод. При недостатке места на судне могут быть рассмотрены варианты размещения системы для обработки балластных вод на палубе в виде контейнера или в грузовом танке судна с установкой дополнительной переборки, что, в свою очередь, сократит грузовместимость судна.

    Перечень систем управления балластными водами, использующих активные вещества, получивших одобрение со стороны ИМО, содержится в циркуляре Международной морской организации BWM.2/Circ.34/rev.4.

    Регистр проводит типовое одобрение систем управления судовыми балластными водами, рассмотрение и одобрение судовых Планов по управлению балластными водами. На сегодня уже проведено освидетельствование систем управления балластными водами 13 компаний и выдано 85 Свидетельств о типовом одобрении систем от имени Морской администрации РФ. Эти данные опубликованы на официальном сайте РС в разделе «Одобренные материалы и изделия, поставщики услуг, предприятия» (гиперссылка http://info.rs-head.spb.ru/webFS/industry/industry).

     

    - Подводя итог, что должен сделать судовладелец в связи со вступлением в силу Конвенции BWM? Существует ли некий план действий?

    В помощь судовладельцам Регистр разработал Руководство по применению требований Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлению ими 2004 года. В нем детально описаны процедуры одобрения Плана управления балластными водами, одобрения типа судовых систем управления балластными водами и осадками (СУБВ), объемы технического наблюдения за проведением испытаний СУБВ, а также технические требования к судовым балластным системам и СУБВ в соответствии с требованиями Приложений к Конвенции BWM. Руководство общедоступно, оно размещено на сайте Регистре в разделе «Издания РС» >>>>

    Добавлю, что Регистр уполномочен проводить освидетельствование судов на соответствие требованиям Конвенции от имени 50 морских администраций, включая Российскую Федерацию.

    Подготовлено пресс-службой РС.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен