• 15 июня 2016

    Сергей Челядин: «Потенциал портов, о котором мы 10-12 лет назад только говорили, реализован»


    Представитель топ-менеджмента ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК) Сергей Челядин, возглавлявший с 2005 по 2009 годы ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», в начале 2016 года вернулся в портовую отрасль в должности управляющего директора ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (ООО «УПК», порт Усть-Луга). О том, какими он увидел морские порты после 6 лет работы «на берегу», о перспективах стивидорных компаний Сергей Челядин рассказал в интервью ИАА «ПортНьюс».

    - Сергей Валентинович, Вы отсутствовали в портовом секторе около 6 лет.  Что Вы делали эти годы и почему решили вернуться в отрасль?

    - Деятельность Группы НЛМК, с которой я работаю достаточно давно, распространяется на целый ряд отраслей, в том числе, металлургию, добывающую промышленность, транспорт. В каждом из проектов группы существуют свои периоды их реализации, а также очерчена целесообразность пребывания в них того или иного менеджера. Если ты решаешь одни задачи, перед тобой ставят другие.

    Меня направили на новый самостоятельный проект – строительство завода по производству гильз, расположенном в особой экономической зоне города Липецка. Я возглавлял этот проект примерно 4,5 года - с момента его организации и до выхода завода на заданные производственные показатели. К концу 2015 года завод вышел на производственную мощность порядка 200 млн штук гильз в год. Это третий по объему производства отраслевой показатель после итальянских и французских производителей.
    Задачи, поставленные передо мной, я выполнил, проект завершил. Не скрою, я хотел вернуться к деятельности, связанной с морем. И так сложилось, что руководством было принято управленческое решение, в результате которого меня назначили управляющим директором Универсального перегрузочного комплекса в порту Усть-Луга.

    - Какой Вы нашли портовую отрасль по возвращении?

    - Российские морские терминалы активно развиваются, за последние годы бизнесменами и руководством отрасли сделан большой скачок в этом направлении. Сейчас можно смело сказать, что тот потенциал, о котором мы 10-12 лет назад только говорили, реализован. Появились новые портовые объекты, внедрены новые технологии перевалки грузов, динамика роста грузооборота российских портов положительная и устойчивая.

    Конечно, больше всего перемены затронули контейнерный рынок и сферу Ro-Ro перевозок. Поэтому, на мой взгляд, сегодня многое зависит от руководителей морских терминалов, прежде всего, от их оперативного реагирования на малейшие изменения рынка.

    Вместе с тем, я уверен, что тот производственный потенциал, который сегодня заложен в морских портах Финского залива, будет реализован, возможно, в ближайшие 5-7 лет. Инвестиции, вложенные в строительство новых портовых комплексов, будут возвращены.

    - Как оцениваете появление порта Бронка?

    - Инфраструктурные  проекты имеют длительный по времени период реализации. Безусловно, когда появилась идея создания этого порта, авторы идеи ориентировались на рефгрузы. Соответственно и конфигурация терминала направлена на это. Сегодня существует проблема с этим видом грузов. Но это временное явление.
    В той или иной мере порт будет востребован.

    - На терминале УПК ведется перевалка угля. Это несколько отличается от вашей деятельности ранее в ОАО «Морской порт СПб»?

    - Я вам напомню, что на Четвертом районе порта ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» некогда производило перевалку угля. Приобретение управляющей компанией актива в Усть-Луге было связано с выносом экологически грязных видов грузов за территорию Санкт-Петербурга.

    В 2015 году объем перевалки на УПК составил 4 млн 200 тыс тонн грузов, преимущественно это уголь на экспорт. Это значительные успехи для терминала.

    Мы планируем в 2016 году сохранить перевалку грузов примерно на том же уровне, но увеличить количество обрабатываемой импортной марганцевой руды со 120 тыс. тонн в 2015 году до 300 тыс. тонн по итогам нынешнего года. Марганцевая руда поступает в Россию из ЮАР и используется в черной металлургии для создания сортового проката.
    В экспортном направлении УПК осуществляет только перевалку угля. У нас длительный контракт с нашими хорошими партнерами – компанией СУЭК.

    - С развитием других портов Северо-Запада, как УПК видит свою роль? Можете назвать ваши конкурентные преимущества на перспективу?

    - У нашего порта есть достаточно сильные преимущества. В их числе - обеспеченность развитыми ж/д подходами, значительные глубины, неплохие климатические условия, которые позволяют осуществлять отгрузку практически круглогодично без применения ледокола.

    Безусловно, работая сегодня в основном с углем, мы потенциально рассматриваем перспективы грузозамещения. Но пока никаких реальных предпосылок к такому замещению со стороны нашего основного клиента нет.

    Не всегда, на мой взгляд, крупным грузовладельцам надо покупать собственные портовые активы. Безопасность перевалки и транспортировки может быть обеспечена и другими способами, с привлечением сторонних компаний, зачастую это бывает более эффективно.

    - Владельцы угольных терминалов вкладывают много средств в улучшение экологии и совершенствование технологических процессов.  Что делается на УПК в этой связи?

    - Безусловно, такие программы у нас существуют. Надо понимать, что в UCL Holding новые терминалы строятся с учетом современных экологических требований, что в полной мере относится и к УПК. Проектом, строительными решениями и технологиями закладываются такие производственные линии, которые обеспечивают соответствие современным экологическим стандартам. У нас на терминале работает система пылеулавливания, очистки сточных вод, орошения.

    Что касается сложных технологических решений, таких как установка вагоноопрокидывателей и вагоноразмораживателей, то хочу подчеркнуть, что наш терминал является, что следует из его названия, универсальным терминалом, предназначенным для перевалки не только угля, но и других генеральных грузов.

    Автоматизация специализированных угольных терминалов, предполагает узкоспециализированную технологию, заточенную под перевалку угля с использованием целого ряда дорогостоящего оборудования, в том числе по работе с вагонами.
    У нас простая классическая схема выгрузки угля из вагонов. Но она устраивает наших клиентов и позволяет оперативно реагировать на рынок.

    Сегодня у нас закуплены и используются совершенно новые манипуляторы, которые даже в зимний период оказывают меньшее воздействие на стенки вагонов, они более мощные, адаптированные к телу вагонов. Бывают, конечно, повреждения, но они не столь существенные.

    - Существует ли программа дальнейшего развития УПК?

    - Безусловно, мы рассматриваем планы по развитию как самого терминала, так и спектра наших услуг на нем.

    Сегодня завершен этап реализации проекта УПК, позволяющий обеспечить перевалку в объеме 4,5 млн тонн грузов в год. Следующий этап – 6 млн тонн в год. Думаю, этот проект  может быть реализован в ближайшие 2-3 года.

    Беседовала Надежда Малышева.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен