• 14 апреля 2016

    Государственный советник Гамбурга Рольф Бёзингер: «Гамбург является для России «воротами в мир»


    Несмотря на санкции и экономический спад, Гамбург продолжает играть важную роль в российской внешней торговле. О том, как развивается порт Гамбург, а также о судостроительной промышленности этого города в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал государственный советник Гамбурга Рольф Бёзингер.

    - Г-н Рольф, какова сейчас ситуация с грузооборотом в порту Гамбург?

    - Нам снова пришлось убедиться в том, насколько изменчивым может быть портовый бизнес. В 2014 году у нас были отличные результаты, однако в 2015 году произошло, к сожалению, снижение объема грузооборота. Влияние на общий показатель за 2015 год, который составил 137,8 млн тонн (что на 5,4% меньше уровня 2014 года), оказало серьезное снижение в сегменте контейнерных перевозок, объем которых упал на 9,3% - до 8,8 млн TEUs.

    В частности, снижение показателей грузооборота обусловлено спадом в глобальной мировой торговле и ужесточением конкурентной борьбы между основными континен-тальными европейскими портами на Северном море. На объем грузооборота порта Гамбург наибольшее влияние оказывает спад товарооборота с основными торговыми партнерами - Китаем и Российской Федерацией.

    Однако актуальные показатели объема грузооборота – это все-таки не повод для тре-воги. Такие колебания рынка не являются чем-то необычным. Порт постоянно изменя-ется и адаптируется к новым вызовам. Кроме того, благодаря своей универсальности порт Гамбург продолжает удерживать ведущие позиции: так, в сегменте перевалки массовых грузов благодаря импорту угля и руды, а также экспорту зерна, мы отмеча-ем значительный прирост объемов в размере 5,8%. Еще одной сильной стороной порта Гамбург является превосходно развитое сообщение с внутренними районами материка. В частности, особо стоит подчеркнуть результаты по контейнерным перевозкам железнодорожным транспортом, в 2015 году был поставлен очередной рекорд, объем контейнерных перевозок по железной дороге составил 2,3 млн TEUs или +2,8%, благодаря чему Гамбург уверенно занимает позицию №1 как самый крупный железнодорожный порт Европы.
     
    - Каковы важнейшие проекты по развитию порта Гамбург?

    - Чтобы порт Гамбург смог надолго сохранить свои сильные позиции среди конкурен-тов и расширить диапазон предлагаемых услуг, мы осуществляем крупномасштабные инвестиции в обслуживание и развитие порта. Это касается как развития автомобиль-ной и железнодорожной инфраструктуры, так и морских путей. В настоящее время ведутся работы по расширению двух крупных мостов Kattwyk- и Rethebrücke. В краткосрочной перспективе планируется строительство так называемого портового поперечного хомута, это ось автомагистрали, которая соединит западный и восточный части порта через реку Эльба. Кроме того, мы ведем перепланировку так называемого Среднего порта, обширной территории в центре порта Гамбург, которую в ближайшие годы мы собираемся модернизировать и полностью перестроить. И, конечно, мы продолжаем проект по дноуглублению р. Эльбы, реализация которого в значительной степени облегчит доступ большим контейнеровозам в порт Гамбург. Мы надеемся, что Федеральный административный суд в Лейпциге в этом году завершит судебное производство и даст нам зеленый свет для реализации проекта.

    - Каковы перспективы использования сжиженного газа в порту?


    - Гамбургский Сенат стремится найти способы для сокращения вредных выбросов от судов во время их стоянки в порту, поскольку порт расположен вблизи от жилых квар-талов и защита жителей Гамбурга от вредного воздействия этих выбросов имеет при-оритетное значение. В качестве одной из таких мер в г. Гамбург был реализован гене-ральный план альтернативного энергоснабжения круизных судов. Одной из состав-ляющих частей этого плана является создание специальной привокзальной инфра-структуры, благодаря которой электроснабжение круизных судов осуществляется с помощью гибридной СПГ-баржи. Эта баржа функционирует как плавающая электро-станция, производящая электричество с помощью газового бака, наполненного 15 тон-нами сжиженного газа, и передающая электричество на круизное судно. Баржа-гибрид при этом не производит выбросов ни оксидов серы, ни частиц сажи. Сжиженный газ поставляется из Роттердама. Гибридная баржа была запущена в эксплуатацию осенью 2015 года. Гамбургский порт является первым в мире портом, где электроснабжение круизных лайнеров возможно осуществлять с помощью гибридной СПГ-баржи.

    СПГ-обеспечение должно стать возможным в Гамбурге до 2020 года. В настоящий момент разрабатываются планы по запуску компактного терминала Small-Scale-LNG Terminal для бункеровки судов. Паром «MS Гельголанд» судоходной компании Cassen Eils, который с осени 2015 года ежедневно курсирует между Куксхафен и Гельголандом, является первым судном в Гамбурге с двигателем на СПГ.

    Для порта Гамбург было разработано специальное технико-экономическое обоснова-ние по созданию СПГ-инфраструктуры, а также созданы и протестированы основные возможности для предоставления и эксплуатации СПГ.

    Портовая Администрация Гамбурга предоставляет скидку с портовых сборов для морских судов, работающих на сжиженном природном газе, также предусмотрено предоставлять подобную скидку и для речных судов, работающих на СПГ.

    - Какие вы можете выделить проекты в судостроении и судоремонте, осуществляемые в Гамбурге?


    - В марте 2016 года на гамбургской верфи Blohm + Voss был достроен и спущен на воду третий из четырех фрегатов типа 125 для военно-морского флота Германии, в торжественной церемонии по имянаречению судна Sachsen-Anhalt принимал участие наш сенатор г-н Хорх. Фрегат типа 125, также называемый класс Баден-Вюртемберг, это новый класс фрегатов военно-морского флота Германии, позволяющий оставаться намного дольше в районе выполнения миссии, а поскольку они оснащены орудиями большей мощности и специальным оборудованием, то они могут оказывать поддержку для наземных миссий.

    Кроме того, гамбургская судостроительная компания Pella Sietas GmbH, благодаря софинансированию города Гамбурга, смогла начать строительство перевалочного центра для погрузки особо тяжелых секций с общим весом более 450 тонн. Компания Pella Sietas производит эти секции для других немецких судоверфей по договору субподряда, и к настоящему моменту исчерпала свои крановые мощности.

    - Каков грузооборот между Гамбургом и Россией и доля России в Гамбургском грузооброте?

    - Гамбург является важнейшим портом для перевалки заокеанских грузов в регион Балтийского моря и Российская Федерация представляет собой один из важнейших рынков для Гамбурга. Значительная часть внешнеторговых поставок России идет че-рез Гамбург, в этом смысле, Гамбург является для России «воротами в мир». По при-чине глобальных экономических и политических обстоятельств, в Гамбурге еще в 2015 году отмечалось значительное снижение контейнерооборота с Российской Федерацией - на 34,4% или 230 тыс. TEUs, что было болезненным для порта Гамбург. Тем не менее, Россия остается одним из важнейших торговых партнеров Гамбурга и находится на третьем месте в первой десятке списка основных торговых партнеров. Поэтому, Гамбург настроен на укрепление и перспективное развитие торговых отношений с Россией на долгосрочной основе. Однако условием для этого должно стать ослабление напряженности в политических отношениях между Европейским Союзом и Россией. Я твердо убежден, что в выигрыше от этого останутся все стороны.

    С 2003 года в Санкт-Петербурге действует представительство Объединения «Порт Гамбург Маркетинг», деятельность которого направлена на развитие и укрепление контактов между Гамбургским портовым сообществом и российскими клиентами, ин-ститутами, объединениями и представителями власти. Ярко выраженный портовый маркетинг направлен на поддержание добрых отношений между Гамбургом и Россией, в особенности с городом-побратимом Гамбурга, Санкт-Петербургом. Мы придержива-емся этого курса и в настоящие непростые времена и намерены проводить его и в дальнейшем.

    - Какова ваша причина для поездки в Россию на выставку Transrussia 2016 и каковы ваши ожидания от встреч и контактов в России?

    - Между городами-побратимами существует плотная сеть взаимных отношений, кото-рая, среди прочего, со стороны Гамбурга поддерживается и осуществляется с помо-щью компаний Hamburg Messe, Hafen Hamburg Marketing, Hamburg Tourismus GmbH. Ежегодная логистическая выставка «ТрансРоссия» является для меня отличной воз-можностью наладить контакты и обменяться мнениями о развитии портов и перспекти-вах развития взаимной торговли. Также многочисленные бизнесмены из Гамбурга ис-пользуют участие в международной выставке для налаживания и развития своих де-ловых контактов.

    Интервью подготовлено с помощью HAFEN HAMBURG Marketing e.V.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен