• 1 августа 2013

    Закрываем и открываем


    На днях стало известно о двух событиях в сфере развития портовых мощностей на Дальнем Востоке. Так, принято решение остановить строительство угольного терминала в Славянке и в то же время начаты изыскательские работы по строительству терминала в бухте Суходол. Приморская Дума и вовсе просит обязать все стивидорные компании РФ использовать крытые склады для хранения угля.

    Закрываем

    Протесты жителей Славянки против строительства угольного терминала существовали давно. Были созданы соответствующие группы в социальных сетях, направлялись обращения в органы власти, однако администрация региона до последнего времени отзывалась о проекте положительно.

    Так, еще в конце июня 2013 года пресс-служба администрации региона распространила информацию о том, что общественный экспертный совет по привлечению инвестиций в Приморский край дал положительную оценку проекту угольного терминала в Славянке.

    Построить угольный перегрузочный комплекс планировалось на территории, ранее принадлежавшей «Славянскому судоремонтному заводу». Площадь терминала – 290 тыс. кв. м.  На первом этапе угольный перегрузочный комплекс был рассчитан на перевалку 2,5 млн тонн угля в год, а на втором этапе – не менее 8,5 млн тонн. Единовременно на территории комплекса предполагалось хранить четыре сорта угля в объеме 175 тыс. тонн на первом этапе. Учитывая, что порт Славянка не замерзает, планировалась круглогодичная работа комплекса. Для обеспечения приемки и обработки железнодорожных составов было предусмотрено строительство припортовой станции, способной размещать и перерабатывать одновременно два состава по 71 вагона каждый  и иметь пропускную способность до 8 млн тонн груза. Плановые сроки начала работы терминала обозначались маем 2014 года.

    Разработчики обещали реализовать широкий спектр природоохранных мероприятий – применение систем пылеподавления на всех технологических участках разгрузки, использование средств и технологий, предотвращающих пылеобразование и смерзание угля, установку пылезащитных и ветрозащитных барьеров и систем сбора пыли.

    Реализация проекта, как заявлялось, должна была создать в поселке Славянка более 180 новых рабочих мест на первом этапе и до 480 – на втором.

    Владельцем и оператором терминала является ОАО «Международный морской перегрузочный терминал», уставной капитал которого составляет 64 млн руб. Функции дирекции проекта принадлежат ООО «Управляющая компания «Беркут», являющейся одной из составных частей холдинга. По данным из открытых источников, 100% акций ООО «Международный морской перегрузочный терминал» принадлежат сингапурской компании Triumph Alliance Pte. Ltd., предположительным бенефициаром которой является один из депутатов законодательного собрания Приморского края.

    Решение губернатора Приморского края Владимира Миклушевского об остановке проекта выглядело довольно неожиданным. Как указано в сообщении администрации края, первым к главе региона обратился председатель Думы Хасанского района Сергей Овчинников. Сергей Овчинников «от лица всех жителей поселка Славянка» высказался против строительства в поселке угольного терминала. По мнению жителей, появление такого объекта нанесет вред экологической ситуации. Против строительства угольного терминала уже высказалось несколько тысяч жителей района.

    «Хасан – это жемчужина Приморья. У нас уже есть пример в Посьете, где находится угольный терминал открытого типа. Там даже пластиковые окна не спасают квартиры жителей от пыли. Поэтому население категорически против строительства терминала в поселке», - рассказал Сергей Овчинников.


    «Согласен с жителями: не нужно превращать курортную зону в загрязненный объект. Я дам поручение первому вице-губернатору Сергей Сидорову проработать это вопрос в кратчайшие сроки», - подчеркнул губернатор. Глава региона также поставил задачу профильному департаменту совместно с думой Хасанского района и администрацией поселка Славянка подготовить соглашение об остановке строительства терминала в Славянке.

    Возникает вопрос - если терминал представляет такую серьезную экологическую угрозу, то почему проект не был остановлен в самом начале, а вместо этого продвигался той же администрацией региона и одобрялся общественным экспертным советом?

    Отметим, что подобный волюнтаристский стиль работы с инвесторами для Приморского края уже стал характерным. Так, ранее на власти региона жаловалась компания «Пасифико Марин», занимавшаяся строительством судов из композитных материалов на «Восточной верфи». В результате компания была вынуждена уйти из региона, потеряв в нем бизнес, о чем мы более подробно писали ранее >>>>

    Как бы то ни было, но история со Славянкой спровоцировала Законодательно Собрание Приморского края выступить с инициативой о внесении изменений в закон «О морских портах». По мнению областных депутатов, все стивидорные компании, работающие с углем и другими опасными пылящими грузами, должны быть оборудованы крытыми складами и герметизированным погрузо-разгрузочным оборудованием, их также предлагается обязать вести постоянный мониторинг концентрации пыли в окружающем воздухе.

    ...и открываем

    Между тем, практически одновременно с новостью о закрытии проекта в Славянке стало известно о начале изыскательских работ по другому угольному терминалу в том же Приморском крае - в бухте Суходол. Насколько связаны два этих события можно только догадываться.

    Напомним, что речь о необходимости строительства на Дальнем Востоке угольного терминала для обеспечения перевалки угля, производимого малыми и средними компаниями мощностью 20 млн тонн в год, шла на совещании по вопросам развития угольной промышленности в Кемерово в январе 2012 года под председательством на тот момент главы правительства России Владимира Путина. Местами расположения будущего порта рассматривались районы у портов Ванино, Находка-Восточная или Посьет.

    Главная задача, поставленная администрацией Приморского края и представителями угольных компаний в проекте создания терминала в бухте Суходол и состоит в обеспечении доступа к портовой инфраструктуре всем угледобывающим компаниям Кемеровской области вне зависимости от размера и объема добычи.

    «В связи с угольным бумом на Дальнем Востоке встает вопрос о грамотном планировании портовых мощностей. Никто не хочет делиться с конкурентами дефицитным ресурсом - доступом к портовым мощностям. В том числе и поэтому так много проектов строительства угольных терминалов, борьба за интересные участки, и при этом многие проекты не реализуются, а жители страдают от угольной пыли. Ведь когда нет общего плана размещения мощностей на подходящих для этого территориях, слишком велик соблазн впихнуть терминал лишь бы куда-нибудь... Но «Суходол» - это ответ, и ответ адекватный. Построить один мощный терминал с гарантией доступа для производителей - это будет выгодно всем. Ресурсы при этом расходуются более рационально, возникает еще и эффект экономии масштаба», - прокомментировал директор по развитию ООО «МСТ» («Морстройтехнология», занимается изыскательскими работами по проекту) Сергей Семенов.

    Проект строительства нового специализированного порта на Дальневосточном побережье (порт «Суходол») предусматривает несколько этапов строительства. Проектный грузооборот составит 20 млн тонн в год. Терминал обеспечит круглогодичный прием широкой номенклатуры типоразмера судов.

    Прорываясь в Азию


    По прогнозам Международного энергетического агентства (IEA) спрос на уголь с 2007 по 2030 годы вырастет на 53,5%, в том числе в Китае – на 85,4%, в Индии – 142,1%, в странах АСЕАН – 189,5%. В Европе и Японии ожидается сокращение спроса на уголь на 29,4% и 14,8% соответственно.

    Этим и объясняется такой интерес инвесторов к строительству и расширению угольных терминалов на Дальнем Востоке.

    Так, в 2013 году на Дальнем Востоке в Ванино (Хабаровский край) ожидается и закладка терминала компании «Саха-Транс» (связана со структурами Геннадия Тимченко). О других проектах мы более подробно уже писали ранее.

    Таким образом, высочайшая конкуренция за право на оперирование угольными терминалами Дальнего Востока налицо. Однако в данной ситуации, чтобы избежать коррупционных и «закулисных» схем, процедуры доступа инвесторов в регион должны быть, на наш взгляд, абсолютно прозрачны. Как и все решения, принимаемые по заявляемым проектам.

    Как бы то ни было, все эти планы окажутся тщетными без соответствующего роста пропускной способности Транссиба и БАМа. На состоявшемся 26 июля 2013 года совещании президент России Владимир Путин поручил правительству РФ подготовить подробный план-график дальнейших шагов по проекту модернизации Транссиба.

    «Комплексное развитие Транссиба должно раскрыть потенциал восточных территорий Российской Федерации, помочь обновлению их промышленной базы, ввести в оборот новые месторождения полезных ископаемых, укрепить статус России как ключевого звена континентальной транспортной системы», - подчеркнул глава государства.

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен