• 20 июня 2013

    Усть-Луга: газовая атака


    В порту Усть-Луга запущены сразу два газовых терминала - комплекс переработки стабильного газового конденсата с экспортным терминалом («Новатэк») и терминал по перевалке СУГ и светлых нефтепродуктов («Сибур»). Оба откроют для российских поставщиков новые рынки сбыта и являются по-своему уникальными для отечественной портовой отрасли, однако их владельцы рассчитывают на изменения в экспортном регулировании.

    Усть-Луга перерабатывает и наливает

    Особенностью терминала «Новатэк», первая очередь которого была официально запущена 19 июня 2013 года, является то, что через него отгружаются продукты, переработка которых ведется тут же, в порту. Для российской портовой индустрии размещение перерабатывающих мощностей в непосредственной близости от причалов - по большому счету новинка, хотя это и является обычной практикой для ведущих портов Европы.

    Стабильный газовый конденсат поставляется в Усть-Лугу с Пуровского завода по переработке конденсата «Новатэк» (Пуровский ЗПК), расположенного в ЯНАО вблизи Восточно-Таркосалинского месторождения, и перерабатывается непосредственно в порту в ряд продуктов: тяжелую и легкую нафту (в сумме около 70% от общего объема полученных из конденсата продуктов), авиакеросин (около 13%), судовое топливо и сжиженный углеводородный газ (СУГ). Данные продукты, за исключением СУГ, в дальнейшем предполагается экспортировать через морской отгрузочный комплекс, а СУГ используется предприятием для внутренних нужд и также может реализовываться для потребителей региона. Возможен и непосредственный экспорт конденсата, если возникнет такая потребность.

    Реализация проекта ведется в две очереди - первая очередь была запущена 19 июня 2013 года, вторую планируется завершить до конца 2013 года. Как сообщил журналистам в ходе церемонии запуска первой очереди терминала глава «Новатэка» Леонид Михельсон, выход комплекса на полную мощность в 6 млн тонн в год ожидается к концу 2014-началу 2015 года. При этом в проект заложен запас мощности в 15%. Комплекс рассчитан на увеличение объемов производства стабильного газового конденсата на Пуровском ЗПК с 5 до 11 млн тонн в год. Объем инвестиций в первую очередь составил порядка 20 млрд руб., в развитие предполагается инвестировать еще 2-3 млрд руб.


    До настоящего времени производимый предприятием конденсат экспортировался через порт Витино (Кандалакшский залив Белого моря). Как прокомментировал Леонид Михельсон, с запуском нового терминала в Усть-Луге «Новатэк» не откажется от использования Витино с учетом возрастающей мощности Пуровского ЗПК. По его словам, порт в Кандалакшском заливе особенно полезен для отправки экспортных партий в летнее время посредством Северного морского пути.

    Создание терминала в Усть-Луге является для «Новатэка» прорывом в экспортной логистике - во-первых, компания получает собственный терминал, не зависящий от перипетий на чужих предприятиях (например, в Витино имелся корпоративный конфликт), во-вторых, географическое расположение Усть-Луги открывает новые возможности сбыта. Так, покупателем первой партии нафты, отгруженной в Усть-Луге, стала бразильская нефтехимическая компания Braskem. На церемонии открытия комплекса также присутствовали представители корейского бизнеса, очевидно, изучающие возможность закупок продуктов «Новатэка» через терминал в Усть-Луге.

    Сжижать, так по-новому

    Своя «изюминка» имеется и у терминала «Сибура», который, по словам представителя компании, находится примерно на одинаковой стадии готовности с комплексом «Новатэка». Особенность усть-лужского «детища» «Сибура»  состоит в том, что он станет первым в России морским терминалом, использующим изотермическую технологию хранения сжиженного углеводородного газа. В сравнении с обычным способом хранения СУГ под давлением, изотермический предполагает его охлаждение, что позволяет отгружать в 8 раз больше газа на судно за счет увеличения его плотности.

    Впрочем, на первом этапе здесь предполагается хранение и отгрузка СУГ только под давлением. Третий танкер с 11 тыс. куб. м СУГ, назначением на Францию, был отгружен с терминала в Усть-Луге 19 июня 2013 года, одновременно с запуском первой очереди терминала «Новатэк».  

    Проект «Сибура» реализуется в четыре очереди. Первая очередь, которая фактически уже запущена, предполагала создание терминала для отгрузок СУГ под давлением с созданием общей его инфраструктуры. Вторая очередь предусматривает создание мощностей под отгрузку светлых нефтепродуктов, третья - создание изотермических хранилищ СУГ и четвертая - создание возможности отгрузки СУГ автоцистернами для регионального потребления. Полностью завершить строительство терминала с учетом указанных очередей планируется до конца 2013 года. Он будет включать в себя 3 резервуарных парка и 2 железнодорожных эстакады. В том числе, резервуарный парк под изотермическое хранение СУГ будет иметь объем в 40 тыс. куб. м, парк хранения СУГ под давлением - 10 тыс. куб. м, а объем резервуаров под светлые нефтепродукты составит 100 тыс. куб. м. Общая площадь комплекса составляет 138 га, общая длина технологической эстакады - 3028 м.

    Терминал будет иметь 2 причала, один длиной 160 м, второй - 185 м. Глубина у причалов - 13,5 м. Это естественная глубина, к которой выведена дамба. Второй (наибольший) причал позволит принимать газовозы рефрижераторного или полурефрижераторного типа грузовместимостью в 20 тыс. куб. м (дедвейт 21 тыс. тонн) для перевозки охлажденных бутана или пропана, газовозы рефрижераторного типа вместимостью 30 тыс. куб. м (41 тыс. тонн дедвейтом) для транспортировки охлажденного пропана, а также танкеры-продуктовозы дедвейтом до 48 тыс. тонн. Первый причал предполагает работу только с судами-газовозами соответственно меньших максимальных размеров.

    Общая мощность терминала составит 4 млн тонн в год, включая 1,5 млн тонн СУГ и 2,5 млн тонн светлых нефтепродуктов. Объем инвестиций в проект составляет порядка 25 млрд руб.

    Запуск терминала открывает для «Сибура» новые рынки стран Северной и Северо-Западной Европы. Ведь в России, до настоящего времени, морские терминалы СУГ работали только в Южном бассейне. В частности, в порту Тамань 23 августа 2012 года начал работать также довольно крупный терминал СУГ компании «Таманьнефтегаз». Перевалка СУГ осуществляется и через терминал «Мактрен-нафта» в порту Темрюк.
     
    Кого испортит тарифный вопрос

    По данным, предоставленным компанией «Сибур», потребление СУГ в мире растет примерно на 4% ежегодно, причем рост наблюдается как в самой России, так и в Европе и в других регионах мира. При этом наибольший объем производимого в России СУГ идет на экспорт - ежегодный объем экспорта в настоящее время составляет 3,8 млн тонн, в то время как на нефтехимическую переработку в РФ идет 2,9 млн тонн, на коммунально-бытовое потребление - 3,7 млн тонн. По прогнозам, экспорт СУГ из России к 2015 году возрастет до 5,5 млн тонн. При этом чуть больше половины объема СУГ в настоящее время из России экспортируется «Сибуром» (общая доля российских экспортеров на европейском рынке составляет 12%).

    Прогнозируется и рост объемов экспорта нафты. Так, предполагается, что ввиду профицита нафты и автобензинов внутри России, который будет расти в долгосрочной перспективе, произойдет увеличение экспорта нафты, объем которого для Европы (за исключением южной Европы) достигнет 9-10 млн тонн в год. В настоящее время общий объем потребления нафты в Европе составляет 48,8 млн тонн, при этом российским поставщикам принадлежит 22% рынка.

    Как, в свою очередь, подчеркнул в беседе с журналистами Леонид Михельсон, рост спроса на сжиженный газ в мире растет гораздо быстрее, чем на обычный, что обосновывает инвестиции в создание соответствующих перерабатывающих и экспортных мощностей.

    Между тем, несмотря на оптимистичные прогнозы по росту спроса, обе компании - «Новатэк» и «Сибур», настаивают на пересмотре заградительных экспортных пошлин для нафты. «Прямогонный бензин мы производим из попутного газа и нефтепереработкой не занимаемся», - пояснил свою позицию председатель правления «Сибура» Дмитрий Конов. Его поддержал и Леонид Михельсон, который подчеркнул, что окупаемость проектов сильно зависит от вопроса с экспортной пошлиной. По его словам, с министерством энергетики России ведутся соответствующие консультации и уже в ближайшее время решение может быть найдено. Напомним, заградительная пошлина на экспорт прямогонного бензина была введена в 2011 году в качестве реакции на возникший дефицит бензина внутри России.

    Виталий Чернов.

    С фоторепортажем ИАА «ПортНьюс» с открытия терминалов можно ознакомиться здесь >>>>

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен