• 7 декабря 2012

    Размораживание Севера

    Россия декларирует желание заняться возрождением северных территорий. По Севморпути планируется провозить до 15 млн тонн транзитных грузов в год, к ним может добавиться СПГ из новых проектов «Ямал-СПГ» и «Печора-СПГ». Однако для развития судоходства нужно строить более широкие ледоколы, осваивать территории для проживания населения и создавать вспомогательную инфраструктуру.

    Альтернатива Суэцу?


    Мечты о том, что арктические льды растают и Северный морской путь станет вторым «Суэцким каналом», пока остаются лишь мечтами. Дело в том, что никаких научно подтвержденных прогнозов о потеплении арктического климата не существует. Как рассказал в ходе международного форума «Арктика. Настоящее и будущее» директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Иван Фролов, по крайней мере, в ближайшие 10 лет существенных изменений в этом полярном регионе не прогнозируется. По его словам, относительно более долгосрочного прогнозирования ситуации в Арктике в научном сообществе нет единого мнения. «Одни считают, что Арктику ждет потепление, другие - что похолодание. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимы дополнительные исследования», - сказал Фролов.

    В связи с этим, говоря о развитии судоходства по Северному морскому пути, приходится брать в расчет необходимость ледовых проводок. Впрочем, по мнению генерального директора ФГУП «Атомфлот» Вячеслава Рукши, которое он высказал в ходе международного форума «Арктика. Настоящее и будущее», ледовые условия летней арктической навигации позволяют снизить минимальный ледовый класс судов, допускаемых к прохождению по Севморпути, с Arc4 до Ice3.

    Причем рентабельные рейсы по арктическим трассам могут осуществляться лишь судами большой вместительности – не менее 70-100 тыс. тонн, что предъявляет и соответствующие требования к ледоколам. В настоящее время заказано строительство двухосадочного атомного ледокола мощностью 60 МВт. Он на 4 м шире ледоколов серии «Арктика», что позволяет брать под проводку и более крупные танкеры.

    Как сообщил в ходе организованной ИАА «ПортНьюс» конференции «Перспективы обеспечения бесшовной логистики экспортных поставок российского угля» заместитель руководителя Росморречфлота Константин Стасюк, принято решение о строительстве еще 2 аналогичных судов. Как пояснил журналистам генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша, эти суда, по планам, должны быть введены в эксплуатацию до 2022 года (первый ледокол 60 МВт – к 2018 году).

    Между тем, принято решение, что ледокольный сбор за проводку судов по Севморпути будет взиматься в соответствии с законодательством о естественных монополиях – то есть за фактически предоставленный объем услуг. Причем, по словам Константина Стасюка, федеральными органами власти будет устанавливаться не фиксированная, а максимальная ставка тарифа и «Атомфлот» сможет менять стоимость проводки в зависимости от рыночных условий, но не выше максимальной.

    В то же время известно, что не все компании, работающие в Арктике, прибегают к услугам «Атомфлота». К примеру, «Норильский никель» имеет собственный грузовой флот арктического класса, что позволяет компании во многих случаях обходиться без услуг ледоколов.

    Вместе с тем, встает вопрос о рентабельности деятельности «Атомфлота». «Средств за проводку, например, судна с грузом рыбы, не хватит и на сутки работы атомного ледокола», - пояснил Вячеслав Рукша. Он также отметил, что по этой же причине проводку целесообразнее осуществлять караванами, а ее стоимость рассчитывать не с тоннажа проводимого судна, а взимать определенную плату с каждой компании.

    Ни пяди родного льда


    Управлять арктическим судоходством в России будет отдельное федеральное казенное учреждение, подведомственное Росморречфлоту. Как сообщил в ходе заседания Морской коллегии при правительстве России заместитель министра транспорта Виктор Олерский, министерство разошлет на согласование проект распоряжения правительства о создании администрации Севморпути в ближайшие дни. Таким образом, администрация может быть создана уже в январе 2013 года, наиболее вероятным местом ее размещения, по словам члена Совета Федерации Артура Чилингарова, станет Архангельск (хотя рассматриваются и другие варианты). В ее функции будет входить выдача разрешений на плавание судов по Северному морскому пути, мониторинг движения судов, организация системы радиосвязи, издание навигационных карт, выдача лоцманских удостоверений для проводок во Севморпути и другие.


    Принципиальным моментом, по мнению Артура Чилингарова, является то, что Севморпуть законодательно закрепляется в статусе национальной морской трассы. Это укрепляет суверенитет России в Арктике. Отметим в этой связи, что ранее некоторыми представителями различных международных организаций высказывались идеи международного регулирования судоходства в арктической зоне.

    Не секрет, что в настоящее время множество неарктических государств пытаются повлиять на управление Арктикой. Все большее их количество стремится получить статус наблюдателей в Арктическом совете. Уже сейчас наблюдателей там втрое больше, чем основных участников.

    Поэтому для закрепления в Арктике одного законодательства мало. Необходимо возрождать сами арктические регионы, создавать привлекательные условия для проживания в них населения, строить аварийно-спасательные центры  и другую инфраструктуру. Министерство регионального развития в настоящее время занимается разработкой проекта федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации», которым предполагается уточнить географические границы Арктической зоны РФ с перечнем и статусом муниципальных образований, входящих в ее пределы. Кроме того, разработана и проходит согласование подпрограмма «Создание институциональных условий для экономического и социального развития Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года», входящая в состав государственной программы РФ «Региональная политика и федеративные отношения». Подпрограмма должна быть согласована с заинтересованными федеральными органами власти до конца 2012 года, а проект федерального закона – подготовлен в первом квартале 2013 года.


    Как рассказал журналистам в ходе международного форума «Арктика. Настоящее и будущее» заместитель министра регионального развития Сергей Дарькин, масштабное финансирование мероприятий, предусмотренных программой, должно начаться с 2016 года.

    Между тем, как сообщил, отвечая на вопрос ИАА «ПортНьюс» губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Федоров, власти округа совместно с профильными министерствами уже приступили к возрождению арктического поселка Амдерма, в котором предлагается разместить аварийно-спасательный центр МЧС.

    Кроме того, министерством транспорта открыт спасательно-координационный центр в Дикси с подцентрами в Тикси и Певеке.

    Транзит и экспорт

    По подсчетам Росморречфлота и «Атомфлота», потенциал транзитных перевозок Северным морским путем в перспективе до 2030 года прогнозируется на уровне 15 млн тонн в год. К ним может добавиться сжиженный природный газ (СПГ) с проектов «Ямал-СПГ» и «Печора-СПГ». С первого проекта предполагается вывозить через порт Сабетта порядка 15 млн тонн СПГ в год, со второго – не менее 2 млн тонн СПГ в год через терминал в Индиге. Таким образом, общий объем перевозок по Севморпути может вырасти более, чем до 30 млн тонн в год, что, возможно, будет способствовать и снижению стоимости ледокольных проводок.


    О проекте «Ямал-СПГ» мы писали ранее >>>> , а если говорить о «Печоре-СПГ», то в настоящее время данный проект, инвестором которого является группа «АЛЛТЕК», прошел прединвестиционные исследования. Как рассказал ИАА «ПортНьюс» Игорь Федоров, в настоящее время власти региона готовят обращение к полномочному представителю президента в СЗФО с просьбой оказать поддержку данному проекту. Общий объем инвестиций оценивается в $7 млрд, предполагается строительство 300-километрового трубопровода от месторождений до морского отгрузочного терминала Индига, где будет размещен и плавучий завод по сжижению газа.

    Как бы то ни было, но от «нордизма» России уже не отказаться ввиду истощения запасов углеводородов в традиционных местах их добычи, а быстро создать диверсифицированную экономику, слабо зависящую от экспорта углеводородов, при всем желании не получится.

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен